Решением Коллегии Суда от 11 октября 2018 года заявление ООО «Ойл Марин Групп» удовлетворено частично. Бездействие Евразийской экономической комиссии признано не в полной мере соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международным договорам в рамках Союза и нарушающим права и законные интересы ООО «Ойл Марин Групп» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование вынесенного решения Коллегия Суда указала, что хозяйствующий субъект обладает законным интересом в надлежащем исполнении государствами-членами международных договоров, входящих в право Союза, и, как следствие, в осуществлении Комиссией мониторинга и контроля исполнения международных договоров, входящих в право Союза, и решений Комиссии, а также в уведомлении государств-членов о необходимости их исполнения, при условии, что такие акты права Союза наделяют его соответствующими правами.
Мониторинг осуществляется Комиссией на постоянной основе, носит комплексный характер и не связан с необходимостью индивидуального инициативного обращения. Обращение физического или юридического лица с просьбой о мониторинге законодательства государства-члена в той или иной сфере само по себе не может являться безусловным основанием для мониторинга, однако обращения в Комиссию хозяйствующих субъектов могут быть источниками информации при проведении мониторинга. При этом хозяйствующий субъект должен представить в Комиссию обоснованные доводы, свидетельствующие о том, что в правовой системе государства-члена действуют нормы, не соответствующие международным договорам, входящим в право Союза, и (или) в государствах-членах складывается различная практика применения международных договоров.
Из представленной в судебном заседании информации ответчика следует, что в ходе проведенной Комиссией работы по обращению истца изучена законодательная база Российской Федерации и установлено отсутствие нормативных коллизий с соответствующими актами права Союза. При этом правоприменительная практика Комиссией не изучалась.
В этой связи Коллегией Суда установлено, что Комиссией была проведена работа, являющаяся лишь одним из этапов мониторинга.
Учитывая изложенное, Коллегия Суда пришла к выводу о том, что Комиссия ограничилась анализом норм национального законодательства Российской Федерации и уклонилась от необходимости изучения соответствующей правоприменительной практики государств-членов.
Такое бездействие Комиссии нельзя считать в полной мере соответствующим Положению о Комиссии.
К Решению Коллегии Суда приложено особое мнение судьи Баишева Ж.Н.
Впоследствии ООО «Ойл Марин Групп» обратилось в Суд Евразийского экономического союза в порядке пункта 115 Статута Суда с ходатайством о принятии мер по исполнению Решения Коллегии Суда от 11 октября 2018 года. Данным Решением заявление ООО «Ойл Марин Групп» было удовлетворено частично – бездействие Евразийской экономической комиссии признано не в полной мере соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международным договорам в рамках Союза и нарушающим права и законные интересы ООО «Ойл Марин Групп» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Коллегии Суда от 12 июня 2019 года в удовлетворении ходатайства ООО «Ойл Марин Групп» отказано, так как заявитель не привел доказательств того, что в настоящее время Евразийская экономическая комиссия не учитывает правовую позицию, изложенную в Решении Суда от 11 октября 2018 года.
Коллегия Суда отметила, что действующий Таможенный кодекс Евразийского экономического союза содержит норму прямого действия (статью 277 ТК ЕАЭС), согласно которой в отношении временно вывезенных в качестве транспортных средств международной перевозки водных судов, зарегистрированных в международных реестрах судов государств-членов, допускается проведение операций по их техническому обслуживанию и (или) ремонту. Таким образом, возможность неединообразного применения указанной льготы в ЕАЭС исключена.