Р-3/24: Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан_О разъяснении положений Договора о ЕАЭС и Приложения № 19 к Договору о ЕАЭС
03:40
Ереван Ереван
02:40
Минск Минск
04:40
Астана Астана
05:40
Бишкек Бишкек
02:40
Москва Москва

Карточка дела P-3/24

Тип дела:

О разъяснении

Предмет спора:

О разъяснении положений Договора о ЕАЭС и Приложения № 19 к Договору о ЕАЭС

Сфера права:

Общие принципы и правила конкуренции

Заявитель:

Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан

№ в номенклатуре дел Суда:

P-3/24

Стадия рассмотрения:

Завершено

Судья-докладчик (Большая коллегия Суда):

Забара А.А.

Ключевые слова:

Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан

О разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года

Полномочия Евразийской экономической комиссии – монопольно высокие цены – закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – товарный рынок

Консультативное заключение – разъяснение Договора о Евразийском экономическом союзе – особое мнение

Резюме по делу

Описание дела:

Республика Казахстан в лице Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – Заявитель) обратилась в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее соответственно – Договор, Союз) в сфере общих правил конкуренции и закупок.

В части принятых к производству вопросов Заявитель просил разъяснить наделена ли Евразийская экономическая комиссия (далее – Комиссия) полномочиями по установлению монопольно высокой цены на закупках товаров (работ, услуг) в случае осуществления закупок из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или положения статьи 76 Договора касаются исключительно установления, поддержания монопольно высокой цены на товарном рынке, исключая закупки, а также могут ли согласно праву Союза «закупки» признаваться «товарным рынком».

В консультативном заключении от 13 ноября 2024 года Большая коллегия Суда отметила, что принципы рыночной экономики и добросовестной конкуренции формируют правовой базис как общих правил конкуренции, так и закупок, а их соблюдение на пространстве ЕАЭС является одним из обязательных условий дальнейшего развития евразийской экономической интеграции, укрепления экономик государств-членов, их гармоничного развития и сближения.

При этом принцип добросовестной конкуренции взаимосвязан непосредственно с каждой из перечисленных в статье 4 Договора целей: созданием условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремлением к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонней модернизацией, кооперацией и повышением конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Отвечая на вопрос Заявителя о признании «закупок» товарным рынком, Большая коллегия указала, что государственные (муниципальные) закупки, независимо от способа их совершения, не являются отдельным товарным рынком, но являются формой приобретения товара (работы, услуги) на соответствующем трансграничном товарном рынке, на который распространяются общие принципы и правила конкуренции. При этом Большая коллегия особо отметила, что понятия «товарный рынок» и «закупки» соотносятся друг с другом через общую понятийную категорию – приобретение товаров, работ, услуг, а состояние товарного рынка и сложившиеся на нем условия формируют условия оборота соответствующего товара, что, в свою очередь, может оказывать влияние на совершаемые государственные (муниципальные) закупки на таком товарном рынке.

Разъясняя вопрос о контрольных полномочиях Комиссии в сфере конкуренции, Большая коллегия пришла к выводу, что положения Договора и его приложений не ограничивают полномочия Комиссии по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на всех охватываемых Договором трансграничных рынках, в том числе и в случае, когда формой приобретения товара является закупка (включая закупки из одного источника либо у единственного поставщика).

Суд пришел к выводу, что Комиссия в соответствии с положениями пункта 7 статьи 76 Договора наделена полномочиями по пресечению фактов установления, поддержания на трансграничных товарных рынках монопольно высокой или монопольно низкой цены товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, независимо от формы приобретения этих товаров (работ, услуг). При этом Суд подчеркнул, что контроль за соблюдением законодательства государства-члена о закупках обеспечивается его уполномоченным органом.

К консультативному заключению заявлено особое мнение судьи Кишкембаева А.Б.

Развернуть

Правовые позиции Суда:

1. При отсутствии в Договоре и его приложениях специальных указаний в отношении определенных сфер регулирования, используемые в актах права Союза понятия должны применяться в едином значении.

(см. абзац 5 пункта 9 консультативного заключения Большой Коллегии Суда)

2. Понятие «товарный рынок» как сфера обращения товара, в пределах которой этот товар может быть приобретен, не содержит ограничений по признаку правового положения приобретателя и источнику финансирования покупки, а государственные (муниципальные) закупки, включая закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) как отдельный способ их проведения, представляют собой одну из форм приобретения товара в рамках определенного товарного рынка.

(см. абзац 5 пункта 10, пункт 12 консультативного заключения Большой Коллегии Суда)

3. Процедура закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) представляет собой способ выбора поставщика (исполнителя, подрядчика) при осуществлении государственной (муниципальной) закупки, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному определенному им потенциальному поставщику (исполнителю, подрядчику).

(см. абзац 2 пункта 11 консультативного заключения Большой коллегии Суда)

4. Государственные (муниципальные) закупки, независимо от способа их совершения, не являются отдельным товарным рынком, но являются формой приобретения товара (работы, услуги) на соответствующем трансграничном товарном рынке, на который распространяются общие принципы и правила конкуренции.

(см. абзац 3 пункта 11, пункт 16.1. консультативного заключения Большой Коллегии Суда)

5. При определении объема товарного рынка на основании Методики оценки состояния конкуренции учету подлежит весь объем продажи/покупки товара вне зависимости от форм его приобретения. Исключение из общего объема конкретного товарного рынка товара, приобретаемого посредством государственных (муниципальных) закупок, влечет искажение оценки конкуренции на таком товарном рынке.

(см. абзацы 7, 9 пункта 11 консультативного заключения Большой Коллегии Суда)

6. Для квалификации поведения в качестве нарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 76 Договора, выраженного в действиях (бездействии) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), необходимо, чтобы результатом такого поведения была возможность наступления отрицательных последствий – недопущение, ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (конкурентов).

(см. абзац 8 пункта 13 консультативного заключения Большой Коллегии Суда)

7. Комиссия наделена полномочиями по пресечению нарушений общих правил конкуренции на самих товарных рынках обращения этих товаров, где происходит приобретение товаров посредством процедур закупок. Договор не ограничивает полномочия Комиссии по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на всех охватываемых Договором трансграничных рынках в зависимости от формы приобретения на них товара – в том числе и в случаях, когда приобретение товара опосредовано процедурами закупок (включая закупки из одного источника либо у единственного поставщика).

(см. абзацы 5,7 пункта 14, абзац 1 пункта 16.2 консультативного заключения Большой Коллегии Суда)

8. Важным и необходимым условием правомерности осуществления ЕЭК контрольных функций в области конкурентного (антимонопольного) права Союза и вынесенных в рамках такого контроля решений является соблюдение Комиссией порядка пресечения нарушений общих правил конкуренции, включая порядок рассмотрения заявлений, порядок проведения расследований, порядок рассмотрения дел, а также иных процедурных и методических документов в указанной области права Союза.

(см. абзацы 1-3 пункта 15 консультативного заключения Большой Коллегии Суда)


Развернуть

Календарь дела

10.07.2024 – Заседание Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза по вопросу приемлемости заявления Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан о разъяснении - 10 июля 2024 года, 15:00.
08.10.2024 – Заседание Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза по делу по заявлению Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан о разъяснении - 8 октября 2024 года, 10:00.

Документы по делу

Номер дела Заявитель/Истец Документ Дата принятия Дата публикации Состав суда
P-3/24 Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан Постановление о принятии заявления к производству

Рус

15.07.2024 15.07.2024 Большая Коллегия Суда
P-3/24 Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан Консультативное заключение

Рус

13.11.2024 13.11.2024 Большая Коллегия Суда
P-3/24 Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан Особое мнение судьи Кишкембаева А.Б.

Рус

14.11.2024 15.11.2024 Большая Коллегия Суда